![]() | |
НПО Системы Безопасности (499)340-94-73 График работы: ПН-ПТ: 10:00-19:00 СБ-ВС: выходной ![]() ![]() |
Главная » Периодика » Безопасность 0 ... 9899100101102103104 ... 188 ![]() ![]() Рис. 178. а) воздушный винт; Ь) тихоходный водяной винт; с) быстроходный водяной винт что при приближении абсолютного давления в воде к нулю в последней начинается выделение пузырьков воздуха и образование пара. Это явление называется кавитацией (см. §2 гл. V). Для предупреждения слишком сильного понижения давления на подсасывающей стороне быстро вращающегося профиля толщина последнего, а также его угол атаки должны быть очень небольшими, поэтому лопасти быстро вращающихся водяных винтов делаются очень широкими. На рис. 178 показаны воздушный винт (а), тихоходный водяной винт (Ь) и быстроходный водяной винт (с) для быстроходного теплохода. Профили воздушных винтов, окружные скорости которых приближаются к скорости звука, также выполняются очень тонкими, но обычно с очень узкими лопастями (вследствие высокого динамического давления). Имеются также винты, окружная скорость которых превышает скорость звука; однако при работе такие винты, вследствие появления изображенных на рис. 252 (см. стр. 401) звуковых волн, издают очень громкий звук, похожий на звук тромбона и распространяющийся особенно сильно в направлении, перпендикулярном к направлению полета. На основе представлений теории крыла можно развить более точную теорию гребного винта, хорошо отражающую действительные соотношения. Эта теория, начало которой положено в работе Бетца, в настоящее вре- BetzA., Schraubenpropeller mit geringstem Energieverlust с добавлением Л. Прандтля. Gott. Nachr. 1919, стр. 193 (помещено также в Vier Abhandlungen zur Hydrodynamik und Aerodynamik, стр. 68). ![]() мя широко применяется для расчета воздушных винтов. Более строгое вычисление распределения циркуляции вдоль радиуса лопасти было выполнено С. Гольдштейном. На рис. 179 показано распределение циркуляции для многолопастного винта; изображенная кривая дает представление также о распределении тяги на единицу площади сметаемого винтом круга в различных его зонах. Распределение тяги вдоль отдельных лопастей получается отсюда умно-Рис. 179. Распределение циркуля- доением на где .г есть число лопас- ции вдоль радиуса лопасти Вычисление распределения цирку- ляции получается особенно простым для случая узких лопастей и малой относительной поступи. Действительные свойства водяных и воздушных гребных винтов устанавливаются путем опыта. Здесь мы остановимся только на таких опытах, при которых винт исследуется в изолированном состоянии в невозмущенной жидкости, а не в сочетании с самолетом или кораблем. При испытании вместе с самолетом (или кораблем) последний вносит значительные возмущения в движение жидкости, кроме того, винт и самолет определенным образом взаимодействуют друг с другом, что в конечном итоге делает общую картину движения очень сложной. Наиболее удобной величиной, к которой следует относить все результаты опытов, является, очевидно, отношение скорости продвижения винта ?;= Л к его окружной скорости и, т.е. величина - = - = А и ruj называемая относительной поступью (г есть радиус винта, aw - угловая скорость вращения). Для гребного винта, лопасти которого имеют постоянный шаг h, существует такая относительная поступь Ai, при которой винт движется в жидкости, испытывая только сопротивление трения. Как легко видеть, Ai = Только для значений А < Ai лопасти винта имеют относительно направления потока угол атаки, создающий положительную силу тяги. iQcldstein S., Proc. Роу. Soc. London (А), т. 123 (1929), стр. 440. Walchner О., Luftf.-Forsch., т. 13 (1936), стр. 103. ЗСм., например, Betz А., ZAMM, т. 7 (1927), стр. 431. Для значений Л > Ai винт начинает работать как ветряк (см. ниже, п. Ь). Для практически выполняемых винтов, у которых шаг лопасти вдоль радиуса переменный, имеют место аналогичные соотношения, только отпадает простая геометрическая интерпретация величины Ai. Величинами, которые измеряются при опытах, являются тяга винта 5 и вращающий момент мотора D, необходимый для вращения винта. Потребная мощность равна L = Вш, а полезной мощностью по-прежнему будет Lo = Sv, следовательно, коэффициент полезного действия равен , = (128) Для представления результатов опыта в форме, не зависящей от размеров исследуемого винта, применяются безразмерные величины, составляемые таким же образом, как аналогичные величины в теории крыла. В Германии наиболее употребительными являются следующие величины: ks = -= -, (129) kd = = = . • (130) рижг ршжг ршжг в том случае, когда тяга и вращающий момент относятся к динамическому давлению, вычисленному не для скорости и, а для скорости v, вводятся аналогичным образом составленные коэффициенты Cs и Cd-Так как v = Xrcj, то при использовании коэффициентов kg и kd равенство (128) принимает вид: V=. (131) На рис. 180 построены кривые, изображающие зависимость kg, kd и Г] от X для воздушного винта, показанного на рис. 178, а. Мы видим, что кривые kg и kd вблизи значения А = 0,35 пересекают ось А, 0 ... 9899100101102103104 ... 188 |